ДООП МБДОУ "ДС "Олененок" "Веселая ритмика"

Содержание

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

2

Пояснительная записка

2

Цель, задачи программы

5

Планируемые результаты

6

Воспитательный потенциал программы

7

1.5. Содержание программы (тематический план)

9

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Формы контроля и оценочные материалы
3.

Список литературы

23
27
28

2

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая
ритмика» (далее по тексту – Программа) составлена с учетом следующих документов:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в
Российской Федерации».
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р.
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
5.
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая
ритмика» художественной направленности способствует развитию творческих
способностей детей в возрасте от 4 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
Актуальность Программы раскрывается через соответствие потребностям и
проблемам обучающихся и запросы их законных представителей.
Программа
ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста, независимо от наличия у них
специальных
хореографических
данных.
Программа
призвана
воспитывать
хореографическую культуру и прививать начальные навыки в искусстве танца.
Программа направлена на развитие личности ребёнка, пробуждает инициативу и
самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению,
уверенности в себе.
Отличительная особенность Программы заключается в том, что в ней
интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика,
сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для
дошкольников. Используемый игровой метод придает учебно-воспитательному процессу
привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений,
повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения
и творческих способностей ребенка.
Программа рассчитана на три года обучения и рекомендуется для занятий
детей с 4 лет до 7 лет.

3

Возрастные особенности развития детей 4-7 лет
Возрастные и индивидуальные особенности детей от 4 до 7 лет
Знание возрастных особенностей детей даёт возможность находить более
эффективные способы управления психическими процессами ребёнка, в том числе и в
процессе обучения хореографии. В дошкольном детстве ребёнок проявляет большое
стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям и видам деятельности. У
детей появляются музыкальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной
деятельности или к отдельному музыкальному произведению. В это время происходит
становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки,
пение, музыкально-ритмическое движение. В дошкольном периоде дети различных
возрастов значительно отличаются по своему развитию. Поэтому в дошкольный период
обучения хореографии дети делятся на группы в соответствии с возрастом воспитанников.
Рассмотрим их особенности.

Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет
Дети
проявляют
большую
самостоятельность
и
активную
любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь
между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по
отношению к музыке. Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение
основных видов движений (бег, танцевальные шаги, движения рук и др.) в
процессе обучения хореографии дает возможность шире их использовать в
подготовке
танцевальных
постановок.
Дети
способны
запомнить
последовательность движений, прислушиваясь к музыке, запоминая наизусть
текст песни. Педагог продолжает принимать активное участие непосредственно во
всех частях занятия, постепенно приучая детей самостоятельно танцевать и
выполнять упражнения. Главное в этот период стремление детей к
самостоятельности в танцах оформить свободным исполнением движений,
выразительной подачей движения. Очень актуален в этом возрасте танец с
предметом, танец в паре – такие виды танцев позволяют ребенку более свободно
чувствовать себя на сцене, снимать эмоциональное напряжение во время
выступления.
Возрастные особенности детей от 5 до 7 лет
Развиваются умственные способности детей, обогащается их мышление.
Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и, прежде
всего, выражается в овладении основными видами танцевальных движений, в их
скоординированности. Возникает еще большая возможность использовать 9
движение как средство и способ развития музыкального восприятия, выражения
себя средствами хореографии. Пользуясь танцевальным движением, воспитанник
стремится проявить себя творчески, часто предлагая свое видение исполнения
танцевальной постановки. В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает
кульминации в развитии двигательной активности, которая выражается в особой
грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает желание и способность к
исполнению разнообразных и сложных по координации танцевальных движений.
4

Выступления перед зрителями становятся достаточно выразительными, движения
четкими, а групповая работа слаженной и уверенной. Педагог сотрудничает с детьми,
побуждая их проявлять себя творчески, стимулируя их к придумываю собственных
движений, комбинаций, сюжетов для танцев.
Режим и периодичность занятий
Исходя из календарного года (с 1сентября по 30 мая) количество часов,
отведенных для занятий – 34 ч., предполагает проведение занятий 1 раз в неделю
– 1 академический час.
Продолжительность одного академического часа:
- в средней группе (4-5 лет) - не более 20 минут;
- в старшей группе (5-6 лет) – не более 25 минут;
- в подготовительной группе – не более 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Весёлая ритмика» на три года обучения:
- общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы – 102 ч.
Продолжительность части образовательной программы:
1 год обучения – 34 часа;
2 год обучения – 34 часа;
3 год обучения – 34 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Реализация программы представляет собой линейную последовательность
освоения содержания в течении нескольких лет обучения в одной
образовательной организации (традиционная модель реализации программы).
Форма обучения – очная.
Форма организации на занятиях – фронтальная, индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий – беседы, практические занятия, открытое занятие,
виртуальные экскурсии и др.
Методы обучения, применимые на занятиях – это словесные, нагляднодемонстрационный, объяснительно-иллюстративный, практическая работа.
При подготовке и проведении занятий педагог использует следующие
педагогические технологии: лично-ориентированного подхода, здоровье
сберегающие, коллективно-творческой деятельности и др..
Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих
формах: открытое занятие, творческий отчетный концерт и пр.

1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы – выявить и раскрыть творческие способности дошкольника
посредством хореографического искусства.

5

Задачи
Образовательные:
- Обучить детей танцевальным движениям.
- Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать в
движении ее многообразие и красоту.
- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
- Формировать умение ориентироваться в пространстве.
- Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
- Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
- Приобщать детей к танцевальному искусству.
- Способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей.
- Развить музыкальный слух и чувство ритма.
- Развить воображение, фантазию.

1. 3 Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы по
обучению хореографии после освоения содержания программы ожидаются следующие
результаты:
Характеристики возможных достижений воспитанников
1 год
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к занятиям по
обучения
хореографии;
(4 – 5 лет) - имеет представление об основных правилах группового танца;
- понимает основные понятия: хореографическое искусство, артист балета,
хореограф, синхронность, комбинация;
- ориентируется в основных композиционных построениях: круг, линия, колонна;
- знают основные танцевальные позиции рук и ног;
- ориентируется в пространстве, выполняя элементарные композиционные
построения и перестроения по ходу танца;
- стремится исполнять танцевальные движения синхронно, эмоционально
выражать характер музыки или конкретного героя в танце;
- стремиться выполнять простейшие двигательные задания по креативной
гимнастике этого года обучения.
- эмоционально вовлечен в танцевальную деятельность с атрибутами,
проявляет к ним выраженный интерес;
- ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками
и притопами простейший ритмический рисунок.
2 год
- ребенок знает правила безопасности при выполнении физических упражнений
обучения
без предметов и с предметами;
(5 – 6 лет) - владеет навыками по различным видам передвижений по залу и
приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и
танцевальных упражнениях;
- может передавать характер музыкального произведения в движениях
(веселый, грустный, лирический, героический и т.д.);
6

- владеет основными хореографическими упражнениями по программе этого
года обучения;
- умеет исполнять бальные и ритмические танцы и комплексы упражнений под
музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года
обучения.
3 год
- понимает основные понятия: исполнительское мастерство, современный
обучения танец и его направления, выразительность, постановка корпуса в классическом
(6 – 7 лет) и современном танцах;
- запоминает названия новых хореографических элементов, движений и
связок, использует их в общении с педагогом и другими воспитанниками
группы;
- чувствует динамические оттенки в музыке и с интересом передает их в
движении;
- стремится выразительно исполнять изученные движения и танцы в целом,
исполнять хореографические движения в ускоренном темпе, самостоятельно;
- испытывает интерес к свободной импровизации в танце;
- у ребенка развито умение ориентироваться в пространстве;
- ребенок чувствует себя важной частью всей группы, радуется совместным
достижениям.
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).
Формы подведения итогов
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- участие в тематических праздниках;
- контрольные занятия;
- итоговое занятие;
- открытые занятия для родителей;
- отчетный концерт по итогам года.

1.4

Воспитательный потенциал программы

Воспитательный процесс в танцевальном коллективе представляет собой целостную
динамическую систему, направленную на формирование творческого коллектива,
создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития
индивидуальности каждого воспитанника. Создание таких условий осуществляется
педагогом через включение ребенка в различные виды социальных отношений в
обучении, общении и практической деятельности.
Целью воспитательной работы является создание условий для формирования
здоровой (духовно, нравственно, физически и психически) и творческой
личности методами и формами воспитательной работы.
Данной целью определяются следующие задачи:
- Организация разнообразной, творческой деятельности, в ходе которой осуществляется
развитие и благополучная социализация воспитанника («потребность в творческой
деятельности»).
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Только
здоровый человек способен и готов к активной творческой деятельности («потребность
быть здоровым»).
7

- Воспитание у детей уважительного отношения друг к другу и старшим, создание
благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных
отношений в коллективе («потребность в защищенности, безопасности»).
- Создание условий для успешного самоутверждения и творческого развития каждого
воспитанника («потребность в уважении, признании»).
- Формирование сплоченного коллектива через развитие коммуникативных способностей
воспитанников.
Формы организации воспитательной работы обеспечивают реализацию принципов и
методов воспитания детей и включают: занятия, ситуации в коллективе, организованные
для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них; игра; обмен
мнениями, беседа, концерты. Продолжительность часов общения зависит от выбранного
метода и тематической направленности. Формы проведения часов общения могут быть
различны: беседы по этикету, по истории развития хореографии; сообщения о новостях в
мире искусства; тренинги на адаптацию в коллективе.
Воспитательная работа в студии планируется по следующим направлениям:
Нравственное воспитание включает в себя культурное и духовное воспитание и
развивает эстетический вкус и хорошие манеры, умение творить и создавать через
следующие формы: подготовка и участие в праздниках проводимых МБДОУ «ДС
«Олененок»; творческие встречи с другими коллективами, посещение концертов; беседы
«Поговорим об этикете», «Посеешь привычку, пожнешь характер».
Организация здорового образа жизни: физическое воспитание нацелено не только на
формирование телесного здоровья, но и на ведение здорового образа жизни, на
становление личностных качеств, которые обеспечат дошкольникам психическую
устойчивость и адаптацию к стрессовым ситуациям (адаптация в новом коллективе,
публичные выступления и т.д.) через психологические упражнения; беседы о личной
гигиене, здоровом питании; беседы о технике безопасности на занятиях; Дни здоровья
(походы и экскурсии с участием родителей).
Работа с родителями:
С целью выявления ожидания родителей от посещения ребенком занятий, педагог
проводит анкетирование в начале года, а в конце учебного года анкетирование
проводится с целью определения, насколько оправдались ожидания родителей. Нередко
родители предъявляют высокие требования в вопросах образования и воспитания детей
и задача педагога найти оптимальные варианты, формы и методы работы танцевальной
студии.
- Дни открытых дверей
- Общение с родителями (дневники контроля обучения воспитанника, благодарственные
письма родителям обучающихся, которые активно участвовали в деятельности
объединений и культурной жизни ДОО).

8

1.5

Содержание программы

( Тематический план, содержание тематического плана )

Обучение хореографии и развитие личности воспитанников
Социально-коммуникативное развитие.
Занятия по хореографии, в первую очередь, начинаются с сотрудничества
педагога и воспитанника, через которое происходит формирование
эмоциональной отзывчивости, сопереживания и готовности к совместной
деятельности со сверстниками. Занятия способствуют воспитанию трудолюбия
и готовности к творческой активности в группе. У воспитанника развиваются
коммуникативные особенности через общение в паре, группе, коллективе,
позитивное взаимодействие с другими детьми через единение музыки и
движения. Через занятия хореографией происходит формирование гендерной
принадлежности, патриотических чувств, семейных ценностей. Во время
выступлений на утренниках происходит коммуникация со зрителем, дети через
танец осмысленно рассказывают родителям истории с помощью средств
хореографии.
Познавательное развитие. Расширение кругозора детей в области
хореографического искусства, понимание и применение на практике
специальных терминов. Формирование целостной картины по видам
хореографического искусства, основным направлениям классического и
современного танца, взаимодействию музыки и танца. Осознание пользы
выполнения тех или иных хореографических движений и занятий в целом, а так
же основ безопасности жизнедеятельности непосредственно в области
движения и танца.
Речевое развитие. Развитие свободного общения с детьми и взрослыми в
области хореографии, обогащение словаря художественно- эстетических
эмоций. Формирование понимания (восприятия) и запоминания на слух
текстового сопровождения песен, используемых на занятиях и в постановках
танцевальных номеров.
Художественно-эстетическое развитие. В формировании эстетической и
художественной культуры личности воспитанника хореографическое искусство
является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Творческая личность важнейшая цель, как всего процесса обучения хореографии, так и эстетического
воспитания. На занятиях по хореографии происходит развитие интереса и
потребности у воспитанников в общении с искусством танца, понимание его
языка, любовь и хороший вкус к нему. Развивается мышление, воображение,
расширяется кругозор. Использование средств хореографии позволяет углубить
эмоциональное восприятие как классических, так и современных музыкальных и
художественных произведений.
Физическое развитие. На занятиях по обучению хореографии происходит
укрепление физического и психического здоровья детей, формирование
представлений о здоровом образе жизни, пользе движения под музыку.
Танцевальные движения способствуют оптимизации роста и развития опорнодвигательного аппарата, формированию правильной осанки, профилактике
плоскостопия,
развивают
мышечную
силу,
гибкость,
выносливость,
координационные способности.

9

Тематическое планирование образовательной деятельности
Средняя группа
Общее количество часов – 34, количество в неделю - 1
Период
прохождения
материала

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь
Декабрь

Январь

Февраль

Март

Перечисление тем

Тема 1. Диагностика уровня
музыкально-двигательных
способностей детей на начало года.
Тема 2. Осенний листопад.
-Познакомить детей с понятиями
«осень», «осенние листочки», «осенний
листопад».
Тема 2. Осенний листопад.
-Расширять знания детей о понятиях
«танец», «ориентировка в
пространстве», «ровная спина»,
«носик смотрит прямо».
-Учить первичным навыкам
«находить свое место на краю
ковра», «двигаться по краю ковра».
Тема 3. Заводные султанчики.
-Познакомить детей с понятиями
«зима», «зимние праздники».
-Расширять знание детей о понятиях
«линии», «повороты, выпады вправо и
влево».
Тема 3. Заводные султанчики.
-Учить движения хороводного шага,
держась за руки и соблюдая
правильную форму круга.
Тема 4. У мамы – кошечки.
- Расширять имитационные знания о
понятиях «кошечка точит коготки»,
«умывается»,
«ползает», «виляет хвостиком»,
«болтает ножками».
Тема 4. У мамы – кошечки.
- Познакомить детей с понятиями
«весна», «мамин праздник».
- Учить передавать характер,
мимику, пластику,
воображение, через движения
с сюжетным наполнением
танца.
- Расширять имитационные знания о
понятиях «кошечка точит коготки»,
«умывается»,
10

Колич-о
часов

Итоговые
мероприят
ия

4

Кол-во
часов

1
Осенний
праздник

4

4

1

Праздник
Нового
года

4
2

1
1

Праздник
«Коляда»

1

Праздник
8 марта

1

4

4

«ползает», «виляет хвостиком»,
«болтает ножками».

Апрель

Май

Тема 5. Пестрые ленточки.
-Развивать музыкальноритмическую координацию
движений, способность
выразительно двигаться в
соответствии с характером музыки,
используя предметы.
-Расширять умение
перестраиваться из большого
круга в маленький и наоборот, не
держась за руки.
-Учить детей движением в работе с
лентой: «поочередное поднятие рук»,
«круговые движения рук», «змейка»,
«водопад».
Тема 6. Любимые танцы.
-Повторение и закрепление
пройденного за учебный год материала.
-Способствовать формированию
настойчивости, выдержки в
достижении результатов на занятиях
хореографией.
-Учиться музыкально, выразительно и
эмоционально передавать
характерные движения в танце.
Тема 7. Диагностика уровня
музыкально-двигательных
способностей детей

4

Весенний
праздник

1

4

Показ
годового
итогового
занятия

1

Содержание деятельности

сентябрь

Месяц

1 неделя

Занятие 1
Вводное
занятие.
Диагностика
уровня
музыкальнодвигательных
способностей
детей на
начало года.

1

неделя

3 неделя

Занятие 2.
1. Разминка.
2. Дыхательная
гимнастика
«Ладошки».
3. Игровой
стретчинг
«Качалочка»,
«Лодочка».
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Марш»
Г. Свиридова.
5. Игровой

Занятие 3.
1. Разминка.
2. Дыхательная
гимнастика
«Ладошки».
3. Игровой стретчинг
«Качалочка»,
«Лодочка».
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Марш»
Г. Свиридова.
5. Музыкальная
игра «Заинька11

4 неделя

Занятие 4
1. Разминка.
2. Дыхательная
гимнастика
«Ладошки».
3.Игровой стретчинг
«Качалочка»,
«Лодочка».
4. Музыкальн
оритмическая
композиция
«Марш»
Г. Свиридова.
5. Музыкальная игра

Октябрь

Занятие 5
1. Разминка
(бодрый и
спокойный
шаг, легкий
бег, ходьба на
носках и
пятках).
2. Дыхательная
гимнастика
«Погончики».
3. Игровой
стретчинг
«Кошечка»,
«Достань мяч».

самомассж,
релаксация.

зайка» М.Ю.
Картушена.
6. Игровой
самомассж,
релаксация

«Заинька-зайка»
М.Ю. Картушена.
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.

Занятие 6
1. Разминка
(бодрый и
спокойный шаг,
легкий бег,
ходьба на
носках и пятках)
2. Дыхательная
гимнастика
«Погончики»
3. Игровой
стретчинг
«Кошечка»,
«Достань мяч»
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Цыплята»
азербайджански
е народные
мелодии

Занятие 4
1. Разминка
(бодрый и
спокойный шаг,
легкий бег,
ходьба на
носках и
пятках).
2. Дыхательная
гимнастика
«Погончики».
3. Игровой стретчинг
«Кошечка», «Достань
мяч».
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Цыплята»
азерб.нар.мел.
5. Музыкальная
игра «Курочки и
петушок» М.Ю.
Картушена.
6. Игровой
самомассж,
релаксация

Занятие 5
1. Разминка
(бодрый и
спокойный шаг,
легкий бег, ходьба
на носках и пятках).
2. Дыхательная
гимнастика
«Погончики».
3. Игровой стретчинг
«Кошечка»,
«Достань мяч».
4. Музыкальн
оритмическая
композиция
«Цыплята»
5. Музыкальная
игра «Курочки и
петушок» М.Ю.
Картушена.
6. Игровой
самомассаж,
релаксация.

12

ноябрь

Занятие 6.
1. Разминка (шаг
с носка, прямой
галоп).
2. Дыхательная
гимнастика
«Насос».
3. Игровой
стретчинг
«Колобок»,
«Паровозик».

Занятие 7
1. Разминка (шаг
с носка, прямой
галоп).
2. Дыхательная
гимнастика
«Насос».
3. Игровой
стретчинг
«Колобок»
«Паровозик»
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Чунга-Чанга»
В.Шаинского.

декабрь

Занятие 10
1. Разминка.
2.Дыхательная
гимнастика.
3.Партерная
гимнастика.
Исполнение
музыкальноритмических
композиций по
желанию детей.

Занятие 11
Подготовка к
контрольному
итоговому занятию.

январ
ь

Занятие 14
Занятие 15
1.Разминка
1. Разминка (шаг с
(шаг с носка,
носка, боковой
боковой галоп).
галоп).
2. Дыхательная
2. Дыхательная
гимнастика
гимнастика
«Погреемся».
«Погреемся».
3.Игровой
3. Игровой
стретчинг
стретчинг
«Растяжка ног», «Растяжка ног»,
4.«Карусель».
«Карусель».
Игровой
4. Музыкальносамомассаж,
ритмическая
релаксация.
композиция
«Куклы и Мишки»
Д. Кабалевского.
13

Занятие 8
1. Разминка (шаг с
носка, прямой
галоп).
2. Дыхательная
гимнастика
«Насос».
3. Игровой стретчинг
«Колобок»
«Паровозик»
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Чунга-Чанга»
В. Шаинского.
5. Музыкальная игра
«Обезьянки и
тигр» М.Ю.
Картушена
6. Игровой
самомассж,
релаксация

Занятие 9
1. Разминка (шаг
с носка, прямой
галоп).
2.Дыхательная
гимнастика «Насос».
2. Игровой стретчинг
«Колобок»,
«Паровозик»
3. Музыкальн
оритмическая
композиция
«Чунга-Чанга»
В. Шаинского.
4. Музыкальная
игра «Обезьянки и
тигр» М.Ю.
Картушена
5. Игровой
самомассаж,
релаксация.

Занятие 12
Подготовка к
контрольному
итоговому занятию

Занятие 13
Итоговое контрольное
занятие.

Занятие 16
1. Разминка (шаг с
носка, боковой
галоп).
2. Дыхательная
гимнастика
«Погреемся».
3. Игровой стретчинг
«Растяжка ног»,
«Карусель».
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Куклы и Мишки» Д.
Кабалевского .
5. Музыкальная

Занятие 17
1. Разминка (шаг с
носка, боковой
галоп).
2. Дыхательная
гимнастика
«Погреемся».
3. Игровой
стретчинг
«Растяжка ног»,
«Карусель».
4. Музыкальн
оритмическая
композиция
«Куклы и

Март

февраль

Игровой
самомассаж,
релаксация.

Занятие 18.
Разминка (шаг с
высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательная
гимнастика
«Кошка».
3. Музыкальноритмическая
композиция
«Танцуйте
сидя»
Б.Савельева.
Игровой
самомассаж,
релаксация.

игра «Медведь и
пчелы»
М.Ю. Картушена
Игровой
самомассаж,

Занятие 19.
Разминка (шаг с
высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2. Дыхательная
гимнастика
«Кошка».
3. Игровой
стретчинг
«Коробочка».
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Танцуйте сидя»
Игровой
самомассаж,
релаксация.

Занятие 22
Занятие 23
1. Разминка (шаг с 1. Разминка (шаг с
высоким
высоким
подниманием
подниманием
бедра, поскоки). бедра, поскоки).
2. Дыхательна
2. Дыхательная
гимнастика
гимнастика
«Обними плечи». «Обними плечи».
3. Игровой
3. Игровой
стретчинг
стретчинг
«Корзиночка».
«Корзиночка».
4. Музыкально4. Музыкальноритмическая
ритмическая
композиция
композиция
«Найди себе
«Найди себе
пару»
пару» М.
М.Ю. Картушена Спадавеккиа
Музыкальная игра
«Аист и лягушки»
Л.Ф. Майсарова

14

Мишки» Д.
Кабалевского .
5. Музыкальная
игра «Медведь и
пчелы» М.Ю.
Картушена
Игровой самомассаж,.
Занятие 20
Занятие 21
Разминка (шаг с
1. Разминка (шаг с
высоким
высоким
подниманием
подниманием бедра,
бедра, поскоки).
поскоки).
2. Дыхательная
2. Дыхательная
гимнастика
гимнастика
«Кошка».
«Кошка».
3. Игровой стретчинг3. Игровой стретчинг
«Коробочка» .
«Коробочка» .
4. Музыкально4. Музыкальноритмическая
ритмическая
композиция
композиция
«Танцуйте сидя» Б. «Танцуйте
Савельева.
сидя» Б.
5. Музыкальная
Савельева.
игра «Медведь и
5. Музыкальная
пчелы» М.Ю.
игра «Медведь и
Картушена
пчелы» М.Ю.
Картушена
Занятие 24
1. Разминка (шаг с
высоким
подниманием
бедра, поскоки).
2.
Дыхательная
гимнастика
«Обними плечи».
3. Игровой стретчинг
«Корзиночка».
4. Музыкальноритмическая
композиция «Найди
себе пару» М.Ю.
Картушена
5. Музыкальная
игра «Аист и
лягушки» Л.Ф.
Майсарова

Занятие 25
1. Разминка
(шаг с высоким
подниманием бедра,
поскоки).
2. Дыхательная
гимнастика «Обними
плечи».
3. Игровой стретчинг
«Корзиночка».
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Найди себе
пару» М.Ю.
Картушена
5. Музыкальн
ая игра «Аист
и лягушки»
Л.Ф. Майсарова
Игровой самомассаж,
релаксация.

апрель

Занятие 26
Занятие 27
Занятие 28
1. Разминка (шаг с 1. Разминка
1. Разминка
высоким
(шаг с высоким
(шаг с высоким
подниманием
подниманием бедра, подниманием
бедра, поскоки). поскоки).
бедра, поскоки).
2. Дыхательна
2. Дыхательная
2. Дыхательная
гимнастика
гимнастика
гимнастика
«Ушки».
«Ушки».
«Ушки».
3. Игровой
3. Игровой
3. Игровой стретчинг
стретчинг
стретчинг
«Березка»,
«Березка»,
«Березка»,
«Мостик».
«Мостик».
«Мостик».
4. МузыкальноМузыкальноМузыкальноритмическая
ритмическая
ритмическая
композиция
композиция
композиция
«Песенка о лете»
«Песенка о лете» «Песенка о лете» Е. Е. Крылатова.
Е. Крылатова.
Крылатова.
5. Музыкальная
игра «Барашки и
волк» Л.Ф.
Майсарова

Занятие 29
1. Разминка
(шаг с высоким
подниманием бедра,
поскоки).
2. Дыхательная
гимнастика «Ушки».
3. Игровой стретчинг
«Березка»,
«Мостик».
4. Музыкальноритмическая
композиция
«Песенка о
лете»
Е. Крылатова.
5. Музыкальная
игра «Барашки и
волк»
Л.Ф. Майсарова

май

Занятие 30.
Подготовка к
контрольному
итоговому
занятию

Занятие 34
Диагностика уровня
музыкальнодвигательных
способностей детей.

Занятие 31.
Занятие 32.33
Подготовка к
Подготовка к
контрольному
контрольному
итоговому занятию. итоговому занятию.

Итого: 34 часа

Старшая группа
Общее количество часов – 34, количество в неделю – 1
Период
прохождения
материала

Колич
ество
часов

Перечисление
тем теории

Октябрь

Тема 1. «Диагностика уровня
музыкально-двигательных
способностей детей на начало
года.
Тема 2.«Культура поведения на
занятиях хореографии»
Тема 3.
«Культура поведения в театре»

Ноябрь

Тема 4.
«Танцевальное искусство»

Сентябрь

15

Итоговые
мероприятия

Кол-во
часов

1
2

«Путешествие
в осенний
лес»

4

«Волшебная
осень»

1

4

«Мамин
день»

1

Тема 5.
«Виды хореографии»

4

«Новогодняя
сказка»

1

Декабрь

Тема 6.
«Сюжетный танец»

4

Тема 7.
«Народный танец»
Тема 8.
«Бальный «Вес

4

«Здравствуй,
гостьязима!»
«В гости к
весне»
«Весенняя
капель»

1

Январь

Тема 9.
«Историко – бытовой танец»
Тема 10.
«Танцевальный Воскресенск»

4

Первоапрельские
смешинки
«Здравствуй,
лето!»

1

Февраль
Март
Апрель
Май

4

4

1
1

1

Содержание деятельности

октябрьок

сентябрь

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Занятие 1
Вводное
занятие.
Тема
«Диагностика
уровня
музыкальнодвигательных
способностей
детей на
начало года».

Занятие 2
Тема «Культура
поведения на
занятиях
хореографии»:
- познакомить детей
с правилами и
манерой
поведения;
- с формой одежды и
прической;
- с отношениями
между мальчиками
и девочками.
«Танец с осенними
листьями и
зонтиками»
М. Ленграна.

Занятие 3
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:по
ложение прямо
(анфас),
полуоборот,
профиль.
Положения и
движения ног:
позиции ног
(выворотные);
relleve по 1,2,3
позициям.
«Танец с
осенними
листьями и
зонтиками»

Занятие 4
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
квадрат.
Положения и
движения ног: sotte
по 1,2.6, sotte в
повороте (по точкам
зала).
«Танец с осенними
листьями и
зонтиками»
М. Ленграна.

Занятие 5
Тема
«Культура
поведения в
театре»
Познакомить
детей с
культурой и
правилами
поведения при
посещении

Занятие 6
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
свободное
размещение по
залу, пары,
тройки.
Положения и
движения ног: шаги
с высоким

Занятие 7

Занятие 8 Итоговое
занятие
«Путешествие в
осенний лес»

16

Танцевальная
комбинация,
основанная на
элементах
классического
танца.
Танцевальная
композиция
«Осенний парк»

ноябрь
декабрь

театров.
Положения и
движения ног:
demi – plie по
1,2,3 позициям;
сочетание
маленького
приседания и
подъема на
полупальцы,
шаги на
полупальцах с
продвижением
вперед и назад.
Танцевальная
композиция
«Осенний парк»
Е. Доги

подниманием ноги
согнутой в колене
вперед и назад на
полупальцах; demiplie с
одновременной
работой рук.
Танцевальная
композиция
«Осенний парк»
Е. Доги.

Занятие 9
Тема
«Танцевальное
искусство».
- Познакомить
детей с
понятиями
«танцевальное
искусство»,
«хореографическ
ий образ»,
«пластика»,
«жест»,
«выразительност
ь».

Занятие 10.
Положения и
движения рук:
положение рук
на поясе –
кулачком;
смена ладошки
на кулачок.
Движения ног:
шаг с каблука в
народном
характере;
простой шаг с
притопом.

Занятие 11.
Положения и
движения рук:
переводы рук
из одного
положения в
другое (в
характере
русского
танца). «Танец
Солдатиков и
Куколок»

Занятие 12
Движения ног:
простой
переменный шаг с
выносом ноги на
каблук в сторону (в
конце
музыкального
такта); простой
переменный шаг с
выносом ноги на
пятку в сторону и
одновременной
открыванием рук в
стороны (в
заниженную 2
позицию).
«Танец Солдатиков
и Куколок».

Занятие 13
Тема «Виды
хореографии».
- Познакомить
детей с видами
хореографии:
классический,
народный,
бальный,
историкобытовой и
современные
танцы.Движени

Занятие 14.
Положения и
движения рук:
«приглашение».
Движения ног:
простой русский
шаг назад через
полупальцы на
всю стопу; хлопки
в ладоши –
двойные, тройные;
руки перед грудью –
«полочка». «Танец

Занятие
15

Занятие 16
Итоговое занятие

Положени
я рук в
паре:
«лодочка»
(поворот под
руку). Движения
ног:
Простой шаг с
притопом с
продвижением
вперед, назад;

«Новогодняя сказка».

17

Е. Доги.

я ног: battement
tendu вперед и
в сторону на
носок (каблук)
по 1 свободной
позиции, в
сочетании с
demi- plie;
притоп простой,
двойной,
тройной.

Солдатиков и
Куколок»

Занятие 17.

Занятие 18
Занятие 19
Положения
Упражнения на
рук в паре:
ориентировку в
сзади за
пространстве:
талию (по
«змейка»;
парам,
«ручеек».
тройкам).
Танцевальная
Движения ног:
комбинация,
танцевальный
построенная
шаг по парам,
на шагах
тройкам ( с
народного
положением рук
танца.
сзади за
Танец «Птичка
талию).
польку
Упражнения на
танцевала»
ориентировку в
А. Рыбникова.
пространстве:диаг
ональ.
Танец «Птичка польку
танцевала»

январь

Тема «Сюжетный
танец».
Положение рук в
паре: «под
ручки» (лицом
друг к другу).
Движения ног:
простой бытовой
шаг по парам в
повороте,
взявшись под
ручку
противоположны
ми руками.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:

февраль

колонна по
одному, по
парам, тройкам,
по четыре.
Занятие 21
Тема «Народный
танец».
Познакомить
детей с
костюмами
музыкой и
культурными
особенностями
русского
народа.
Движения ног:
«шаркающий
шаг»,

простой бытовой
шаг по парам под
ручку вперед,
назад;
танцевальный
шаг по парам (на
последнюю долю
приседание и
поворот корпуса
в сторону друг
друга). «Танец
Солдатиков и
Куколок»
Занятие 20
Танцевальная
комбинация,
построенная на шагах
народного танца.
Движения ног:
прыжки с
поджатыми
ногами.
Танец «Птичка
польку
танцевал. А.
Рыбникова.

А. Рыбникова.
Занятие 22
Движения ног:
«гармошка»;
(девочки)
простой бег с
открыванием рук в
подготовительную
позицию (вверху,
между 2 и 3
позициями).
Движения ног:
«ковырялочка» с
двойным и тройным
притопом;
18

Занятие 23.
Движения
ног: поклон
на месте с
руками;
поклон с
продвижени
ем вперед и
отходом
назад.
Танцевальная
композиция
«Калинка».

Занятие 24
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
«звездочка»
«корзиночка».
Танцевальная
композиция
«Калинка».

март
апрель

«елочка»;
(девочки)
(мальчики)
маленькое
подготовка к
приседание (с
присядке
наклоном
(плавное и
корпуса), руки
резкое
перед грудью
опускание вниз
«полочка».
Танцевальная
по 1 прямой и
композиция
свободной
«Калинка».
позиции).
Занятие 25
Занятие 26.
5. Разминка (шаг с 5. Разминка (шаг с
высоким
высоким
подниманием
подниманием
бедра, поскоки). бедра, поскоки).
6. Дыхательна
6. Дыхательная
гимнастика
гимнастика
«Обними плечи». «Обними плечи».
7. Игровой
7. Игровой стретчинг
стретчинг
«Корзиночка».
«Корзиночка».
8. Музыкально8. Музыкальноритмическая
ритмическая
композиция
композиция
«Найди себе
«Найди себе
пару» М.
пару»
Спадавеккиа
М.Ю. Картушена Музыкальная игра
«Аист и лягушки» Л.Ф.
Майсарова

Занятие 28
Занятие 30.
4. Разминка (шаг с 4. Разминка
высоким
(шаг с высоким
подниманием
подниманием бедра,
бедра, поскоки). поскоки).
5. Дыхательна
5. Дыхательная
гимнастика
гимнастика
«Ушки».
«Ушки».
6. Игровой
6. Игровой стретчинг
стретчинг
«Березка»,
«Березка»,
«Мостик».
«Мостик».
Музыкальноритмическая
Музыкальноритмическая
композиция
композиция
«Песенка о лете» Е.
«Песенка о лете» Крылатова.
Е. Крылатова.
19

Занятие 27
6. Разминка
(шаг с высоким
подниманием
бедра, поскоки).
7. Дыхательная
гимнастика
«Обними плечи».
8. Игровой
стретчинг
«Корзиночка».
9. Музыкальноритмическая
композиция
«Найди себе
пару» М.Ю.
Картушена
10. Музыкаль
ная игра «Аист
и лягушки»
Л.Ф. Майсаров
Занятие 31
6. Разминка
(шаг с высоким
подниманием
бедра, поскоки).
7. Дыхательная
гимнастика
«Ушки».
8. Игровой
стретчинг
«Березка»,
«Мостик».
9. Музыкальноритмическая
композиция
«Песенка о лете»
Е. Крылатова.
10. Музыкальн
ая игра

Занятие 28.
6. Разминка
(шаг с высоким
подниманием бедра,
поскоки).
7. Дыхательная
гимнастика «Обними
плечи».
8. Игровой стретчинг
«Корзиночка».
9. Музыкальноритмическая
композиция
«Найди себе
пару» М.Ю.
Картушена
10.Музыкальная игра
«Аист и лягушки»
Л.Ф. Майсарова
Игровой самомассаж,
релаксация.
Занятие 32
6. Разминка
(шаг с высоким
подниманием бедра,
поскоки).
7. Дыхательная
гимнастика «Ушки».
8. Игровой стретчинг
«Березка»,
«Мостик».
9. Музыкальноритмическая
композиция
«Песенка о
лете»
Е. Крылатова.
10. Музыкальна
я игра «Барашки
и волк»

май

Занятие 33.
Подготовка к
контрольному
итоговому
занятию

Занятие 34

«Барашки и
волк» Л.Ф.
Майсарова

Л.Ф. Майсарова

Занятие 35.

Занятие 36

Игровой самомассаж,
релаксация.

Подготовка к
Подготовка к
Диагностика уровня
контрольному
контрольному
музыкальноитоговому занятию. итоговому занятию. двигательных
способностей детей.

Итого: 36 часов
Подготовительная группа
Общее количество часов – 36, количество в неделю - 1
Период
прохождения
материала

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль

Март
Апрель
Май

Перечисление
тем

Количество
часов

Итоговые
мероприятия

Кол-во
часов

2

«Золотая осень»

1

4

«Волшебная осень»

1

4

«Мамин день»

1

4

«Новогодний
карнавал»

1

4

«Здравствуй, гостьязима!»
«День защитников
Отечества»

Тема 1.
«Диагностика уровня
музыкальнодвигательных
способностей детей на
начало года.
Тема 2. «Бальный танец»
Тема 3.
«Классический танец»
Тема 4.
«Историко – бытовой
танец»
Тема 5.
«Современный танец»
Тема 6.
«Танцы народов мира»
Тема 7.
«Русский народный
танец»
Тема 8.
«Испанский танец

4

4
4

Тема 9.
«Цыганский танец»

4

Тема 10.
«Путешествие по
странам»

20

1
1

«Весна
стучится в окна»
«Первоапрельские
смешинки»

1

«Здравствуй, лето!»

1

1

Содержание деятельности

ноябрь

октябрь

Сентябрь

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Вводное
Тема «Бальный
Движения рук: port
занятие.
танец»
de bras. Движения
Диагностика уровня - Рассказать о
ног: relleve; demi
музыкальносовременных бальных – plie. Танец
двигательных
танцах – румба, танго, «Вальс» Е. Доги.
способностей
фокстрот, квик-степ,
детей на начало
ча-ча-ча, самба.
года.
Танец «Вальс»
Е. Доги.
Занятие 5
Занятие 6
Тема
Движения рук: port de
«Классический
bras. Движения ног:
танец».
releve.
- Познакомить
Музыкальнодетей с понятием ритмическая
«классический
композиция под
танец». Раскрыть музыку Вивальди»
содержание
С. Никитин.
термина «балет»,
показать фото и
видеоматериалы из
балетного
спектакля.
Движения ног:
battement tendu,
passé. Музыкальноритмическая
композиция под
музыку Вивальди»
С. Никитин.
Занятие 9
Занятие 10
Тема «ИсторикоДвижение ног: pas
бытовой танец»
eleve. Движение рук:
- Рассказать о
port de bras.
разнообразии
«Танец Придворных»
историко-бытовых Л. Боккерини.
танцев: гавот,
мазурка.

21

4 неделя
Занятие 4
Движения ног:
Вальс: par вальса
(по одному, по
парам); par
balance (на месте,
с продвижением
вперед, назад.
Танец «Вальс» Е.
Доги.

Занятие 7
Занятие 8.
Движения ног:
Итоговое занятие
demi-plie.
«Золотая осень».
Движение рук: port
de bras. Музыкальноритмическая
композиция под
музыку Вивальди»
С. Никитин.

Занятие 11.
Движение ног: pas
degage. Движение
рук: port de bras.
«Танец
Придворных» Л.
Боккерини.

Занятие 12.
Движение ног: pas
balance. Движение
рук: port de bras.
«Танец
Придворных» Л.
Боккерини.

5декабрь
январь
март

Занятие 13
Занятие 14.
«Танец».
«Новогодний
- Познакомить
карнавал» Ассоль.
детей с
различными
направлениями в
современной
хореографии: хипхоп, брейк, диско,
рок-н- ролл,
фристайл.
«Новогодний
карнавал» Ассоль.
Занятие 18
Занятие 17
Движения ног:
Тема «Танцы
поочередное
народов мира».
выбрасывание ног
Познакомить
перед собой или
детей с
крест на крест на
особенностями
носок или ребро
национальных
каблука на месте и с
культур.
отходом назад,
«веревочка».

Занятие 21.
Тема «Испанский
танец»
- Рассказать
детям об
особенностях
испанской
культуры,
характере и
манере
исполнения
народных танцев.

Занятие 22
Разучивание
элементов
испанского танца.

Показать
фотоматериалы
костюмов и
видеоматериал с
испанским
народным танцем.

22

Занятие 15.
«Новогодний
карнавал» Ассоль.

Занятие 16
Итоговое занятие
«Новогодний
карнавал».

Занятие 19
Занятие 20
Движения ног:
Движения ног:
прыжок с
пружинящий
поджатыми;
шаг под ручку
(мальчики): присядка по кругу;
«мячик» (руки на
(мальчики):
поясе –
присядка по 6
кулачком).
позиции с
Движения в паре: выносом ноги
соскок на две ноги вперед на всю
лицом друг другу. стопу. «Кадриль»
«Кадриль»
В. Теплов.
В. Теплов.
Занятие 24
Занятие 23
Разучивание
Разучивание
элементов
элементов
испанского танца.
испанского танца.

апрель

Занятие 25
Тема «Цыганский
танец».
- Рассказать
детям об
особенностях
цыганской
культуры,
характере и
манере
исполнения
народных
танцев.

май

Занятие 29,30
- Тема
«Путешествие
по странам».

Занятие 26
Разучивание
элементов
цыганского танца.

Занятие 27
Разучивание
элементов
цыганского танца.

Занятие 31,32
Диагностика уровня
музыкальндвигательных
способностей
детей.

Занятие 33,34

Занятие 35,36

Подготовка к
итоговому
занятию.

Праздник
«Выпуск детей в
школу».

Занятие 28
Итоговое занятие
«Весна стучится
в окна»

Итого: 36 часов

2. Комплекс организационно- педагогических условий
Содержание деятельности по музыкально-ритмическому
воспитанию детей.
4- 5 лет
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более
сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких
оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а
также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к
творчеству.
Основное содержание
Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под
музыку в свободных играх;
- обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для
ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных
произведений изобразительного характера композиторов-классиков («Детский альбом»
П. Чайковского, «Бирюльки» М. Майкапара);
- развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные
оттенки
настроения
(веселое-грустное,
шаловливое-спокойное,
радостное,
торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп
(умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо,
умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий,
23

средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание
восьмых и четвертных); различать 2-3 частную форму произведения, вариации с
контрастными по характеру частями;
- развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш)
и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.
Развитие двигательных качеств и умений.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений.
Основные:
- ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и
назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме,
ходьба на четвереньках;
- бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки», «Птички»,
«Ручейки» и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по «горячему песку»);
- прыжковые движения – на двух ногах на месте, продвижением вперед, прямой галоп –
«лошадки», легкие поскоки;
- общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер,
способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения
на гибкость, плавность движений;
- имитационные движения разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик»,
«хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.).
Уметь передавать динамику настроения. плясовые движения – элементы
народных плясок, доступных по координации.
Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом,
строится в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
Развитие творческих способностей:
воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях,
под другую музыку; развитие воображения,
фантазии, умение
самостоятельно
находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку
и пластический образ.
Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с
музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое
представление и двигательную реакцию;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх,
удивление, обида и т.д.;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в
различных темпах и ритмах;
- развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой,
зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в
движениях, а также рисунках, в словесном описании.
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ,
настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
- формирование чувства такта;
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми,
привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди
себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место,
24

извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Показателем уровня развития является не только выразительность и
непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с
основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и
самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов
движений в импровизации под музыку.
47 лет.
В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений,
которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает
способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из
области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми
более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни,
но и некоторые классические произведения.
Приоритетные
задачи:
развитие
способности
к
выразительному,
одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую
музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Основное содержание
Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые
музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и
кто их написал;
- обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными
сочинениями;
- развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как
контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп –
разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение
звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, низкий, средний);
метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму
произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
- развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька,
старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный
по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
Развитие двигательных качеств и умений:
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений.
Основные:
- ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим,
топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена
(высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением замедлением;
- бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий,
острый, пружинящий бег;
- прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с
продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок
«легкий» и «сильный» и др.;
общеразвивающие упражнения - на различные группы мышц и различный характер,
способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения
на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и
25

ног; имитационные движения - различные образно-игровые движения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также
ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.);
плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные
по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных
ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные
циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, в
несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на
основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).
Развитие творческих способностей:
- развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
- формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях,
под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая
пластический образ;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для
выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать
оценку другим детям.
Развитие и тренировка психических процессов:
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять
движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального
произведения – по фразам;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения
заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки,
разнообразия сочетаний упражнений и т.д.;
- развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть,
страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и
свободно резвятся в воде».
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым
персонажам;
- воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже
освоены; умение проводить совместные игры- занятия с младшими детьми;
- воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить
себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми,
выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших впереди себя,
мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извинится,
если произошло нечаянное столкновение и т.д.

26

2.1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Методы
наглядные:
- Наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных
пособий, имитация, зрительные ориентир)
- Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни)
- Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь педагога)
словесные:
- Объяснения, пояснения, указания
- Подача команд, распоряжений, сигналов
- вопросы к детям
- Образный сюжетный рассказ, беседа
- Словесная инструкция
практические:
- Повторение упражнений без изменений и с изменениями
- Проведение упражнений в игровой форме
- Проведений упражнений в соревновательной форме
- Проведение игр и заданий на развитие творческого мышления

27

3.Список литературы:
Литература для педагогов и родителей.
Наличие печатных и электронных образовательных и
информационных ресурсов
Учебные издания
(методическое пособие, материалы, методики,
технологии)
Дрожжина Е.Ю., Снежкова М.Б. «Обучение
дошкольников современным танцам». Методическое
пособие. М: Центр педагогического образования, 2012. –
64с.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Ладушки».
Программа по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста. СПб. : ООО «Невская нота», 2015.
– 150с.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., Алексеева И.А.
«Топ, топ, каблучок № 1». Методическое пособие.
СПб. : Композитор, 2020. – 84с.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., Алексеева И.А.
«Топ, топ, каблучок № 2». Методическое пособие.
СПб. : Композитор, 2020. – 84с.
Картушена М.Ю. «Коммуникативные игры для
дошкольников». Методическое пособие.-М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2015.-176с.
Майсарова Л.Ф. «Экотанцпластика. Хореография,
ребенок и природа». Воспитание эмоциональнонравственного отношения к природе у детей 6 – 10 лет по
программе.
– М.: Издательство ГНОМ, 2012.- 224с.

28

Ресурсы
(печатное,
электронное)

Печатный/ электронный

Печатный

Печатный

Печатный

Печатный

Печатный


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».