Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ «ДС «Олененок» Учебный план МБДОУ «ДС «Олененок» разработан в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов: 1. Федеральной образовательной программы дошкольного образования. 2. СанПиН 1.2.3685- 21 3. Основной общеобразовательной программы МБДОУ «ДС «Олененок», разработанной на основе: - Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. Режим работы дошкольного учреждения: понедельник – пятница, с 7.00 до 19.00. Учебный год начинается с 01 октября и заканчивается 15 мая, в связи с климатогеографическими условиями и длительной ежегодной летней миграцией воспитанников ДОУ в места проведения летне-оздоровительного отдыха за пределами города (с мая по октябрь). Содержание ООП МБДОУ «ДС «Олененок» за сентябрь реализуется в ходе проведения режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. В середине учебного года (конец декабря) для воспитанников ДОУ проводятся семидневные каникулы для проведения новогодних утренников, во время которых организуется деятельность художественноэстетического и физкультурно-оздоровительного цикла, увеличивается время для самостоятельных игр детей. Для детей дошкольного возраста в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание на открытом воздухе, где организуется двигательная деятельность с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходных прогулок, экскурсий; устанавливается оптимальный для летнего времени режим дня, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. В дни зимних каникул и в летний период образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, не проводится. Для детей раннего возраста (первые младшие группы) в летний период образовательная деятельность проводится на прогулке. В рамках федерального компонента Учебный план охватывает пять возрастных периодов развития ребенка и предусматривает формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями дошкольников, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Содержание национально-регионального компонента направлено на ознакомление дошкольников с природными, экономическими и социокультурными особенностями нашего региона. Реализуется через организацию отдельных тематических видов совместной образовательной деятельности (познавательно- исследовательской деятельности (природа и животный мир Ямала), двигательной деятельности (национальные игры народов Севера), музыкально-творческой деятельности (фольклор и праздники народов Севера), художественно-творческой деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд северной тематики). Компонент ДОУ отражает специфику работы учреждения и позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги: обеспечение оптимальных условий для коррекции общего недоразвития речи; обеспечение интересов и склонностей (кружки, факультативы, секции); обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении ребенка в школу. Педагогический процесс предусматривает организацию детской деятельности в следующих формах: Совместная деятельность воспитателя с детьми: – непосредственно образовательная деятельность (регламентированные виды образовательной деятельности) – образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. Строится в непринужденной обстановке, проводится фронтально, по подгруппам и индивидуально. Непосредственно образовательная деятельность планируется в первую и во вторую половину дня. Данный вид деятельности также включает вариативную часть учебного плана – дополнительное образование и планируется во вторую половину дня. – образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (нерегламентированные виды образовательной деятельности). Решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др. Самостоятельная деятельность, предусмотренная для детей в течение дня. Целью является саморазвитие дошкольника, овладение позицией субъекта деятельности, удовлетворение естественной потребности детей в движении, в общении, в игре и т.д. Объём самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих санитарных правил и норм – не менее 3-4 часов в день. Учебный план отражает объем непосредственно образовательной деятельности и базируется на максимально допустимых объемах недельной образовательной нагрузки, включая дополнительное образование детей дошкольного возраста. Для детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет) непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часов в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 мин. Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня. Недельная образовательная нагрузка для детей дошкольных групп составляет: - во второй младшей группе (дети четвертого года жизни)- 2 часа 30 минут (не более 2 часа 45 минут); продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности – не более 15 мин.; - в средней группе (дети пятого года жизни) – 3 часа 40 минут (не более 4 часа); продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности – не более 20 мин.; - в старшей группе (дети шестого года жизни) – 5 часов 45 минут (не более 6 часов 15 минут); продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности – не более 25 мин.; - в подготовительной группе (дети седьмого года жизни) – 8 часов; продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности – не более 30 мин. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младших и средних группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультминутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется также во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. «Содержание коррекционной работы» – в структуре образовательного процесса ДОУ предусмотрена специальная коррекционная работа, направленная на выявление особых образовательных потребностей детей, имеющих недостатки в речевом развитии, выявление и устранение общего недоразвития речи дошкольников – образовательная работа ДОУ по данному направлению отражена в отдельном Учебном плане для групп компенсирующей направленности. Основная форма коррекционной работы – логопедические занятия, которые проводятся учителем-логопедом. Их продолжительность определена требованиями основной образовательной программы ДОУ и нормативами действующего СанПиН 1.2.3685- 21 и составляет 25 минут для детей старшей группы и 30 минут для детей подготовительной группы. Используются три формы организации детей – фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. Коррекционно-развивающие занятия организуются как в первую, так и во вторую, половину дня и чередуются с непосредственно образовательной деятельностью, организуемой воспитателем группы или другими специалистами ДОУ. Индивидуальные занятия проводятся ежедневно в часы, свободные от других видов деятельности. Содержание коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения (по заданию учителя-логопеда), закрепляется ежедневно во вторую половину дня воспитателями группы в форме образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, а так же в самостоятельной деятельности ребенка посредством специально созданной развивающей среды. Учебный план для групп компенсирующей направленности включает в себя объем и содержание образовательной деятельности по всем образовательным областям. С целью оптимизации образовательной нагрузки и предотвращения перегруженности детей, в группах компенсирующей направленности часть содержания образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) интегрирована в содержание логопедического занятия и проводится учителемлогопедом во время логопедического занятия; часть содержания образовательной области «Познавательное развитие» (в части ознакомления с миром природы и познавательно- исследовательской деятельности) интегрируются и проводятся одновременно с разными подгруппами детей. Группа Первая младшая группа общеразвивающей направленности (дети третьего года жизни) Первая младшая группа общеразвивающей направленности (дети третьего года жизни) Первая младшая группа общеразвивающей направленности (дети третьего года жизни) Вторая младшая группа общеразвивающей направленности (дети четвертого года жизни) Средняя группа общеразвивающей направленности (дети пятого года жизни) Средняя группа общеразвивающей направленности (дети пятого года жизни) Старшая группа общеразвивающей направленности (дети шестого года жизни) Старшая группа компенсирующей направленности (дети шестого года жизни) Подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности (дети седьмого года жизни) Подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности (дети седьмого года жизни) Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (дети седьмого года жизни) Количество основных видов организованной образовательной деятельности в неделю (max) 10 10 10 10 10 10 13 13 14 14 14 Максимально допустимый объем образовательных программ, составляет: недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных Возрастная группа Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки младшая группа (дети третьего года жизни) младшая группа (дети четвертого года жизни) средняя группа (дети пятого года жизни) старшая группа (дети шестого года жизни) подготовительная группа (дети седьмого года жизни) 100 минут 155 минут 220 минут 380 минут 480 минут Продолжительность основных видов организованной образовательной деятельности в соответствии СанПиН 1.2.3685- 21: для детей 3-го года жизни – не более 10 мин. для детей 4-го года жизни - не более 15 мин. для детей 5-го года жизни - не более 20 мин. для детей 6-го года жизни - не более 25 мин. № 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 Основной вид Кол-во (усл. ед.) непосредственно образовательной деятельности в неделю Первая младшая группа № 1 «Котята», общеразвивающей направленности Расширение ориентировки в окружающем мире 2 Развитие речи 1 Развитие движений 2 Игры- занятия со строительным материалом 1 Игры- занятия с дидактическим материалом 2 Музыкальное занятие 2 итого 10 Первая младшая группа № 2 «Цыплята», общеразвивающей направленности Расширение ориентировки в окружающем мире 2 Развитие речи 1 Развитие движений 2 Игры- занятия со строительным материалом 1 Игры- занятия с дидактическим материалом 2 Музыкальное занятие 2 итого 10 Первая младшая группа № 10 « Лисята», общеразвивающей направленности Расширение ориентировки в окружающем мире 2 Развитие речи 1 Развитие движений 2 Игры- занятия со строительным материалом 1 Игры- занятия с дидактическим материалом 2 Музыкальное занятие 2 итого 10 Вторая младшая группа № 5 « Утята », общеразвивающей направленности Формирование элементарных математических представлений 1 Ознакомление с миром природы 1 Развитие речи 1 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 Рисование Лепка Аппликация Физическая культура Музыка итого Средняя группа № 9 «Зайчата », общеразвивающей направленности Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с миром природы Развитие речи Рисование Лепка Аппликация Физическая культура Музыка итого Средняя группа № 8 « Ежата », общеразвивающей направленности Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с миром природы Развитие речи/ Подготовка к обучению грамоте Рисование Лепка Аппликация Физическая культура Музыка итого Старшая группа № 3 «Бельчата», компенсирующей направленности Развитие познавательно-исследовательской деятельности Ознакомление с миром природы Формирование элементарных математических представлений Развитие речи /Подготовка к обучению грамоте Рисование Лепка 1 0,5 0,5 3 2 10 1 1 1 1 0,5 0,5 3 2 10 1 1 1 1 0,5 0,5 3 2 10 1 1 1 2 2 0,5 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 Аппликация Физическая культура Музыка 0,5 3 2 13 итого Старшая группа № 7 «Мышата», общеразвивающей направленности Развитие познавательно-исследовательской деятельности 1 Ознакомление с миром природы 1 Формирование элементарных математических представлений 1 Развитие речи/ Подготовка к обучению грамоте 2 Рисование 1 Лепка 1 Аппликация/ Конструирование 0,5/ 0,5 Физическая культура 3 Музыка 2 итого 13 Подготовительная группа № 6 «Воробышки», компенсирующей направленности Развитие познавательно-исследовательской деятельности 1 Ознакомление с миром природы 1 Формирование элементарных математических представлений 2 Развитие речи/ Подготовка к обучению грамоте с элементами чтения 2 Рисование 1 Лепка 1 Аппликация/ Конструирование 0,5/ 0,5 Физическая культура 3 Музыка 2 итого 14 Подготовительная группа № 4 «Медвежата », общеразвивающей направленности Развитие познавательно-исследовательской деятельности 1 Ознакомление с миром природы 1 Формирование элементарных математических представлений 2 Развитие речи/ Подготовка к обучению грамоте с элементами чтения 2 Рисование 1 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Лепка Аппликация/ Конструирование Физическая культура Музыка 1 0,5/ 0,5 3 2 14 итого Подготовительная группа № 11 « Львята », комбинированной направленности Развитие познавательно-исследовательской деятельности 1 Ознакомление с миром природы 1 Формирование элементарных математических представлений 2 Развитие речи/ Подготовка к обучению грамоте с элементами чтения 2 Рисование 1 Лепка 1 Аппликация/ Конструирование 0,5/ 0,5 Физическая культура 3 Музыка 2 итого 14 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВОЗРАСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ Образовательные области Инвариантная часть Физическое развитие («Физическая культура», «Здоровье») Речевое развитие («Коммуникация», «Чтение худ. лит-ры») Познавательное развитие Художественноэстетическое развитие («Музыка», «Художественное творчество») ИТОГО (мин.): муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Олененок» (для групп общеразвивающей) Образовательная нагрузки (мин. в неделю) Виды непосредственно1 младшая 2 младшая Средняя Старшая образовательной деятельности группа группа группа группа 2-3 года 3-4 лет 4 – 5 лет 5 – 6 лет Двигательная деятельность 30 Развитие речи 20 Подготовка к обучению грамоте Подготовительная к школе группа 5-7 лет 45 60 75 90 15 10 25 30 --- --- 10 25 30 --- 15 20 25 60 Формирование элементарных математических представлений Развитие познавательноисследовательской деятельности Ознакомление с миром природы Музыкально-творческая деятельность Рисование Лепка --- --- --- 25 30 10 20 0,5 0,5 15 30 15 7,5 20 40 20 10 25 50 50 12,5 30 60 60 15 Аппликация --- 7,5 10 12,5 15 150 200 325 420 --- --- 20 50 60 100 (1ч 40мин) 150 (2ч 30мин) 220 (3ч 40мин) 375 (6ч.15 мин) 480 (8ч) 8-10 15 20 20-25 30 Часть, формируемая участниками образовательных отношений (факультативная деятельность) Общий объем образовательной нагрузки в неделю Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности (мин.) 100 Вариативная часть Учебный план Образовательные области Инвариантная часть Физическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Олененок» (для групп компенсирующей направленности) Группа компенсирующей Группа компенсирующей Виды непосредственноИнтеграция деятельности направленности направленности образовательной деятельности (обеспечение максимально 5-6 лет 6-7 лет допустимой образовательной Образовательная нагрузка Образовательная нагрузка нагрузки) (мин. в неделю) (мин. в неделю) Двигательная деятельность Логопедическое занятие Развитие речи Формирование элементарных математических представлений Развитие познавательноисследовательской деятельности Ознакомление с миром природы --Подготовка к обучению грамоте ----- 75 100 50 25 90 150 60 60 Ознакомление с миром природы 25 30 Развитие познавательноисследовательской деятельности --- 25 30 50 60 50 12,5 12,5 425 60 15 15 570 50 375 (6 ч 15 мин) 20-25 60 510 (8 ч 30 мин) 30 Музыкально-творческая Художественноэстетическое развитие деятельность Рисование --(«Музыка», «Художественное Лепка --творчество») Аппликация --ИТОГО (мин): Вариативная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений (факультативная деятельность) Общий объем образовательной нагрузки в неделю Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности (мин.)